Говорить или не говорить?

Стоит ли говорить другому человеку о моих негативных чувствах и эмоциях? Я задавала этот вопрос себе много раз. Я не знаю как для других людей, но для меня это всегда был самый болезненный момент. С одной стороны, чувства бушуют и рвутся наружу, а с другой - не хочется рвать отношения с человеком. И что делать? А вдруг он не поймет, и что я скажу?

Я очень много из-за этого переживала. До тех пор, пока не поняла саму природу взаимоотношений между людьми. Поскольку все мы имеем сердце, душу и тело, то и отношения между людьми также строятся на всех этих уровнях. Мы чувствуем друг друга на уровне подсознания, где-то глубоко в сердце, мы строим эмоциональные отношения между нашими душами и выражаем наши чувства через слова и действия. При этом, если отношения действительно близкие, то можно понимать другого человека даже без слов.

Когда возникают недопонимания, обиды, какие-то негативные эмоции, то отношения уже не могут быть полноценными. И даже если мы внешне продолжаем улыбаться друг другу, в нашей душе мы все равно уже далеко друг от друга. И мы это все равно ощущаем, отдаем мы себе в этом отчет или нет. Я много раз чувствовала, что человек хранит на меня какую-то обиду в душе, даже если внешне он никак этого не выражает. В сердце становится сразу неспокойно, как будто что-то вдруг оборвалось, как будто был поток энергии туда и обратно, и он вдруг оборвался. С другой стороны, я всегда чувствую, когда за меня кто-то начинает молиться. Если это искренняя молитва, от всего сердца, я даже могу точно сказать, кто этот человек и в какое именно время он за меня молился. Иногда даже могу примерно почувствовать содержание молитвы. Потому что это тоже сразу ощущается в сердце.

Тогда стоит ли говорить человеку о моих чувствах, если он все равно об этом в душе знает и чувствует? Я уверена, что стоит. Высказанное слово обретает своего рода "форму". То есть, это по сути дела уже определенная субстанция, содержащая в себе выражение моей души. Она выходит из меня, то есть это как бы и мое, а с другой стороны - уже нечто отделенное от меня и я могу увидеть это со стороны. И другой человек может услышать это слово и воспринять его.

Если объяснить это с точки зрения отношений субъекта и объекта, то пока обида или негативная мысль находится внутри меня, она - одно целое со мной. Тут никакого развития или решения не может быть по определению. В Божественном Принципе говорится, что "взаимоотношения... порождают все силы, необходимые элементу творения для существования, приумножения и действия". То есть, чтобы было развитие или решение какой-то проблемы, необходимо, чтобы были отдельные субъект и объект и взаимоотношения между ними. Когда я высказываю свою обиду, обличая ее в слово, то это слово становится моим объектом. И с ним уже можно строить взаимоотношения. А значит возможно решение и развитие. Другими словами, решение обиды возможно только тогда, когда она высказана (в молитве Богу, в дневнике, в разговоре с человеком, в разговоре с собой). Ну а если это обида на другого человека, то высказывая ее, я даю возможность и этому человеку построить с ней взаимоотношения и каким-то образом отреагировать на это. То есть, все равно так или иначе происходит качественное изменение состояния обиды: она усиливается (если человек принял мои слова негативно) или уменьшается (если мои слова были приняты позитивно и было принято какое-то конструктивное решение).

То есть, если возникает вопрос "говорить или не говорить" человеку о своих обидах, то ответ на него однозначен - говорить об этом нужно. Через это происходит осмысление и анализ своих чувств, признание их и избавление от них. Кроме того, это открывает пути для решения конфликта. И тут вся проблема в том, как правильно сказать о своих негативных чувствах так, чтобы и выразить их, и в то же время не разрушить отношения с человеком, которому я об этом говорю. Но это уже совсем другая тема.